как вы лодку назовёте?

 

  В отечественной и зарубежной педагогической и психологической литературе часто используются близкие по значению термины: группа и коллектив. При этом в России чаще используется термин коллектив, а в западных источниках – группа.

      Группой именуется объединение людей, соединенных реальными отношениями. Выделяются формальные и неформальные группы. Формальные группы формируются на основании каких либо официальных документов: штатного расписания, списка приглашенных, ведомости и т.п. Неформальные группы формируются на основе личных привязанностей, симпатий, общих потребностей, которые нельзя удовлетворить в формальной группе. Формальной группой руководит руководитель, неформальной - лидер. Властные полномочия руководителя определяются служебными инструкциями, власть лидера – абсолютна. Референтная группа – группа, которая для личности является эталоном нравственности, эстетики, интеллекта, силы и пр.

Коллективом является малая социальная группа, достигшая в своем развитии определенного уровня. Это группа индивидов, объединенная на основе общих и разделяемых всеми задач, совместной деятельности, взаимопомощи, имеющая постоянные контакты и определенную структурную организацию.

      Немов, Уманский, Кирпичник, Лутошкин рассматривают  соотношение понятий группа и коллектив, имея в виду качественные изменения, происходящие внутри группы.  Коллектив рассматривается ими как высшая стадия развития малой социальной группой. В психологии подобные группы подразделяются по степени и  уровню сложности межличностных отношений.

 

2. Функции детского коллектива по отношению к личности:

  • Социализирующая: Коллектив осуществляет воспитание, перевоспитание и социализацию  личности

      Коллектив рассматривается в социальной педагогике как средство введения ребенка в социум. Через коллектив ребенок осваивает систему общественных отношений и на основе этого формирует собственный жизненный опыт. Детский коллектив представляет собой модель общества в миниатюре. В истории педагогики мы знаем пример внедрения идей коллективного воспитания и воздействия на личность воспитанника. А. С. Макаренко  доказал значимость коллектива в формировании личности. Ему принадлежит выработка законов жизни коллектива.

  1. Закон движения: «Форма жизни коллектива есть движение, отсутствие движения есть условие его смерти». Под движением Макаренко подразумевал деятельность, которой должна быть наполнена жизнь любого детского коллектива.

  2. Закон перспективных линий: ближняя, средняя, дальняя. Перспектива- это умелое планирование деятельности на определенный период: от нескольких дней до нескольких лет.

  3. Закон сочетания доверия с требованием. Это зависит от уровня развития коллектива: на начальной стадии требование выдвигает педагог, затем актив группы, и, наконец, каждая личность предъявляет требование к себе. А.С.М.: «В начале пусть воруют, но пусть не топчут пол».

  4. Закон параллельного действия: педагог предъявляет требование к коллективу, а коллектив воздействует на личность.

  5. Закон мажора, или перспектива завтрашней радости: бодрое, оптимистичное настроение, творческая активность и готовность к действиям; гордость за принадлежность к данному коллективу.

  •  Деятельностная:  Коллектив обеспечивает включение личности в деятельность

Как правило, коллектив создается для осуществления конкретной деятельности: досуговой, спортивной, учебной, общественно-полезной и пр. Результаты коллективной деятельности всегда намного выше, чем результаты индивидуальной работы. В коллективе происходит стихийное и целенаправленное взаимовлияние личностей, что приводит к обогащению социального опыта каждого. Коллектив создает условия для выработки личностью таких качеств как ответственность, контроль за собственными действиями, взаимопомощь, умение подчиняться требованиям других, умение руководить и др. Таким образом, включая ребенка в коллективную деятельность, педагог создает условия для приобретения ребенком социального опыта. При этом социальный опыт будет усвоен личностью в зависимости от направления деятельности группы. Если группа осуществляет асоциальную деятельность, то человек в соответствии с этим приобретает асоциальный опыт жизнедеятельности.

  • Управленческая: Коллектив включает личность в процесс управления и самоуправления

В любом коллективе рано или поздно обязательно возникает своя внутренняя структура. В неформальных группах это лидер, в формальных объединениях актив.

Детское самоуправление рассматривается как одно из эффективных средств воспитания, которое является высшей формой педагогического руководства детским коллективом. Самоуправление позволяет выявить в ребенке лидерские качества, развить их, что сделать вне коллектива практически не возможно. Создание органов самоуправления - одна из задач деятельности педагога. При этом главным является деятельность, а не органы сами по себе. К определенному виду деятельности подбирается необходимый набор социальных ролей, а не наоборот, как это бывает часто: к структуре самоуправления придумывается деятельность. Детское самоуправление не должно дублировать взрослые руководящие посты, нельзя допускать «двоевластия», а должно отвечать возрастным особенностям группы: у младших школьников это игровые ситуации с частой сменой поручений; у старшеклассников - демократичные структуры. Детское самоуправление должно быть гибким, подвижным, обновляющимся (Караковский Владимир Абрамович, директор Школы радости, г. Москва).

  • Коммуникативная: Коллектив удовлетворяет потребности личности в самоутверждении, познании, общении; предоставляет личности возможность для выработки адекватной самооценки и чувства собственного  достоинства

Детский коллектив регулирует поведение каждого за счет выработки общественного мнения, когда общий интерес к делам, успехам и неудачам коллектива создает обстановку невозможности нарушения моральных норм и ценностей, принятых в группе. 

  • Коллектив предоставляет личности чувство защищенности и свободы

3. Этапы формирования детского воспитательного коллектива

   Как живой общественный организм, детский коллектив проходит в своем развитии стадии рождения, расцвета и затухания. Новикова Л.И., академик АПН, утверждает, что любой коллектив проходит стадии:

  1. Коллектив для коллектива: это начальный этап развития группы, при которой группа живет внутренней жизнью. Дети на этом этапе знакомятся друг с другом, узнают требования педагога, а педагог проводит разностороннюю диагностику личностных качеств воспитанников.

  2. Коллектив для всех: группа начинает участвовать в общих делах (общешкольных, общелагерных и пр.), где максимальную значимость приобретает ситуация успеха. Педагогу часто приходится самостоятельно моделировать это.

  3. Коллектив для каждого: мнение ребят становится главным для каждого человека в группе. Коллектив способен воздействовать на поступки и мировоззрение человека. В этот период ребята не только с удовольствием участвуют в различных воспитательных делах. Но коллектив становится открытой системой, он не боится раствориться в других коллективах.

Основные методики формирования и сплочения детского коллектива:

  1. Постановка перспективных задач: прежде чем предъявлять группе педагогические требования, необходимо тщательно изучить детей, провести диагностику, через использование психологических игр, вечерних огоньков, наблюдение, анкетирование и пр. Для планирования воспитательных дел  необходимо привлекать детей (КТП).

  2. Включение детей в деятельность: непосредственное участие детей в жизни группы и общего коллектива школы, детского лагеря и пр. Сначала педагог использует воспитательные дела с хорошо знакомым для детей сценарием, постепенно усложняя формы работы и привлекая к организации как можно больше детей.

  3. Организация соревнования: на различных этапах формирования коллектива соревнование выполняет различные функции (Кирпичник А.Г.).

На этапе «Песчаная россыпь» соревнование является необходимостью, которое формирует чувство «Мы», стимулирует чувство локтя, вызывает чувство эмоционального единства и сопереживания; вызывает чувство удовлетворенности принадлежности к данной группе; стимулирует процесс сплочения. Соревновательные ситуации целенаправленно моделируются педагогом (пример: вечер знакомства, где отряды не оцениваются объективно, а субъективно дети оценивают друг друга.) Соревнование будет эффективным методом в случае, когда его результат будет решен с успехом, т.е. группа станет победителем при участии каждого. Т.о. соревнование будет способствовать коллективообразованию в случае, если участия всех детей в этом процессе и будет воспринят каждым как победа, успех.

            На этапе «Мягкая глина», ассоциация, теряется интерес к соревнованиям и повышается интерес к внутри коллективному общению. Основная задача здесь удовлетворение социальных потребностей в самоутверждении, в стремлении выделиться в коллективе, быть оцененным другими.

            Вновь соревнование будет востребованным на этапах «Мерцающий маяк» и «Алый парус». Оно способно продемонстрировать возросшие возможности коллектива и стимулировать дальнейшее сплочение.

  1. Развитие традиций в коллективе: традиционные праздники, воспитательные дела, ритуалы, традиционные места посещения. Традиция придает коллективу стабильность, а ребенку предоставляет чувство свободы и защищенности.

  2. Включение коллектива в широкие социальные связи: дела на общую пользу, концерты для ветеранов, подарки для далеких друзей, сюрпризы близким и одноклассникам.

Признаки сформированности коллектива:

  • Дружба, эмоциональное единство;

  • Готовность к деятельности;

  • Активность, свобода отношений, в том числе в межколлективных связях;

  • Коллективное чувство собственного достоинства, гордость за принадлежность к коллективу;

  • Защищенность коллектива и личности;

  • Стабильность состава при постоянстве контактов.

4. Механизмы воспитания личности в коллективе

   Каким образом происходит воспитание личности  в коллективе? При помощи чего коллективные нормы и ценности становятся личностными ценностями? В этом помогут разобраться механизмы:

  • Воспитание через направленность коллектива

Через данный механизм личность вырабатывает нравственные установки и ценности. Направленность коллектива рассматривается в двух аспектах:

  1. Направленность видов деятельности. Это может быть учебная, творческая, общественно полезная, досуговая или антисоциальная. Ребенок, включенный в коллектив, усваивает тот вид деятельности, которым занимается данный коллектив. Пример: один ребенок попал в хореографический коллектив; другой – в течение пяти лет освоил спортивную секцию, театральную студию, кружок юннатов и факультатив по химии. У кого из этих детей социальный опыт будет шире и почему? Как педагог может учесть данную тенденцию в рамках одного детского коллектива?

  2. В узком смысле направленность коллектива рассматривается как направленность ценностных ориентаций, которые культивируются в данном коллективе. Ребенок, включенный в коллектив, будет усваивать те нравственные ценности и нормы, принятые в данном коллективе и разделяемые большинством, в том числе и лидером. Ребенок будет вынужден подчиняться им, в противном случае он будет изолирован от общения. Продуцировать ценности в коллективе может официальный лидер, педагог, неформальный лидер или антилидер. Тот, кто пользуется наибольшим авторитетом и уважением у членов группы. Основной признак антилидера – попытка изменить цель группы. 

  • Воспитание через сплоченность коллектива

Сплоченность коллектива характерная черта высоко развитой социальной группы, для которой свойственно ценностно-ориентационное единство, близость взглядов, оценок и позиций по отношению к наиболее значимым в группе объектам, событиям, идеям, делам, задачам и личностям. Индексом сплоченности группы является частота совпадения взглядов по вопросам нравственности, организации деятельности, идеалам и целям.

  • Воспитание через стили педагогического руководства;

Стиль педагогического руководства- манера взаимодействия педагога с детьми; система использования педагогических приемов и методов работы, позволяющих педагогу более эффективно влиять на процесс формирования коллектива. (Мудрик А.В.)

Стили руководства, выделяемые Мудриком:

«Автократический» (самовластный)- единоличное управление, контроль и принятие решений с игнорированием коллективного мнения.

«Авторитарный» (властный)- единоличное управление, контроль, при совместном обсуждении коллективных проблем, но единоличное принятие решений.

«Демократический»- педагог опирается на коллектив, стимулирует детское самоуправление, самодеятельность и инициативу. Окончательное решение принимает коллектив, совместно с педагогом, при решающем голосе педагога.

«Эгалитарный» (равноправный)- педагог равноправно принимает участие в разработке концепции развития коллектива и коллегиально определяет решение.

«Игнорирующий» (пренебрегающий)- педагог формально выполняет вышестоящие директивы. В жизнь коллектива не вмешивается, самоустраняется от конфликтов.

«Непоследовательный»- стили педагогического руководства используются в зависимости от внешних обстоятельств, или в соответствии с эмоциональным состоянием.  

Стиль педагогического руководства – часто повторяющиеся педагогические приемы и способы воздействия на детский коллектив (Лутошкин А. Н.)

«Разящие стрелы»- руководитель единолично принимает решения и настойчиво добивается их выполнения, используя при  этом такие формы работы как: приказ, указание, требование. По аналогии со стрелком, который сам поражает цель, не привлекая к этому других стрелков.

«Возвращающийся бумеранг» - прежде чем принять решение, руководитель предлагает детям свою идею, советуется с ними. На основе коллективного мнения он вырабатывает окончательный вариант действий. Его формы работы: дискуссия, коллективный анализ, обсуждение, коллективная оценка результатов, поощрение участников.

«Снующий челнок» - главная цель руководителя компромисс; найти такое решение, которое будет удобно всем. В таком коллективе существуют разрозненные группировки, между которыми существуют конфликты и необходимо постоянно находить между ними общий язык.  Формы работы, которые использует такой руководитель: примирение без конфликта, уговоры, сговор с лидерами, приспособленчество.

«Плывущий плот»- руководитель формально выполняет свои функции, не ставя определенных целей, не беспокоясь о результатах труда. Формы работы- полное невмешательство в дела коллектива.

Макаренко А.С.: не существует методов и приемов педагогического воздействия единственно правильных, или не правильных. Их применение зависит от конкретных условий и коллектива.

Н.И. Волкова (психолог, СПб) предлагает собственную классификацию позиции педагога в детском коллективе:

Эгоцентрический тип, самодостаточный – руководитель концентрирует внимание на собственных интересах. Он полностью уверен в своих действиях и мастерстве.

Ситуативный «Флюгер»- действия педагога мотивированы приказами начальства. Отсутствует внутренняя логика, последовательность, аргументированность в выборе планов и дел.

Авторитарный «Пастух»- чрезмерная опека детей, ограничивающая свободу и инициативу.

Деятельностно- ориентированный тип – уделяет большое внимание формированию ЗУНов в конкретной деятельности. Опору делает на формальный актив и неформальных лидеров.

Паритетный «Товарищ» - в основе руководства равенство, где интересы и потребности ставятся на первое место. В действиях присутствует логика, последовательность действий и приводит к высокому уровню самоуправления и заметному росту личности в коллективе.

Волкова выделяет  стадии педагогического руководства:

Опекунство-минимум самостоятельности детей, максимум руководства педагога.

Наставничество - механическое обучение функциям выполнения деятельности.

Партнерство - где у всех членов свой участок работы: у детей и у взрослых.

Сотрудничество - совместная помощь взрослых и детей; выполнение руководящих функций на равных; взаимозаменяемость.

Содружество - деловые отношения приобретают личностный эмоционально-окрашенный оттенок.

  • Воспитание через тип детского коллектива.

Детский воспитательный коллектив

как субъект социального воспитания

1. Классификация малых социальных групп

      Одним из ведущих факторов формирования социально активной личности является коллектив. В педагогическом процессе коллектив рассматривается как средство и как цель воспитания. Как средство коллектив позволяет воздействовать на сознание и поведение ребенка. Следовательно, создание детского коллектива  является целью деятельности педагога.