top of page

Россыпь уральских каникул, или воспоминания о лете Берсеневой А.В.


Три дня апреля 2017 года в Екатеринбурге проходил форум «Россыпи уральских каникул», где собрались организаторы детского отдыха из пятнадцати регионов России. Форум уже стал историей, а в моей душе до сих пор живет ощущение суеты и беспокойства. Суеты - потому, что так много событий, мероприятий и встреч с новыми людьми. Три дня были насыщены семинарами, лекциями, мастер-классами, практикумами. А чувство беспокойства - от боязни не успеть, пропустить самое интересное. И все эти люди вокруг казались мне объединенными одной идеей. Всё-таки люди, работающие на ниве детского загородного отдыха, кажутся мне немного сумасшедшими и одержимыми. И я поймала себя на мысли, что немного им завидую, но лишь чуть-чуть. И еще я поняла, что прошла этот путь от начала и до конца.

Впервые я попала в пионерский лагерь еще дошкольницей. Тем летом родителям было не до меня: должна была родиться сестра Настя, и видимо по этой причине меня и отправили в лагерь. Я хорошо помню ощущение, что меня бросили, и я больше никогда не увижу свою семью. Хорошо, что я ошибалась.

Следующим летом мы были в лагере с младшим братом, и это внушало мне спокойствие. Я быстро поняла, что жизнь в лагере это большая противоположность жизни в школе: здесь было всегда интересно, весело, свободно. И там я как – то сразу стала своей. Уже в 8 лет меня выбрали командиром отряда, а я и не возражала. Мне это не доставляло больших трудностей, даже забавляло. Мы с братом летом бывали, как правило, по одной смене в профсоюзном лагере мамы и папы.

У мамы лагерь находился где-то за Сухим логом и назывался «Восход», там я познакомилась с подружкой Ленкой, кстати, мы до сих пор дружим. За многие десятилетия дружбы понимаем друг друга с полуслова и доверяем друг другу самые секретные тайны. «Восход» это часть моей жизни, именно в этом лагере я впервые вышла на сцену, впервые попробовала себя в роли помощника вожатого, получила первый урок настоящего Учителя, а еще приобрела бесценный опыт ошибок и потерь.

У моего отца профсоюзный лагерь завода «Электроавтоматики» назывался «Орлёнок», располагался в Сысерти и был в те годы одним из лучших пионерских лагерей Свердловской области. Это был мой любимый лагерь! Там было всё на высшем уровне, ну мне так казалось тогда. Большая солнечная столовая, в стиле деревянной готики, комфортные корпуса, бескрайние просторы спортивной площадки, крытый спортзал, бассейн, современный кино-концертный зал, помпезная линейка с капсулой времени, гостеприимный медицинский корпус. А еще: садово-огородный участок, велосекция, кружки выжигания и прикладного творчества, библиотека (правда, я там никогда не была), качели «Лодочки», карусели «Гигантские шаги» и радиорубка. В «Орленке» всё было «по-крупному»: зарядка всего лагеря на спортплощадке, утренние линейки с 25-ю отрядами, вечер встречи со знаменитостями, единая форма вожатых, награждение грамотами и медалями лучшим орлятам. Позже, став старше, я вернулась в «Орленок» отрядной вожатой и это тоже было прекрасно.

Окончив школу, я стала работать в лагерях с «особым статусом». Мне повезло несколько сезонов поработать на пионерских сборах «АИСТ» пионерского актива Свердловской области. А позже стала организатором сборов пионерского актива Кировского района «Пионерские рассветы». «Рассветы» как площадка социального самоутверждения юных лидеров нашего района, как лаборатория коллективного творчества и старта социально-значимых проектов нового учебного года. Рассветы на многие годы стали для меня смыслом жизни, а ребята-рассветовцы моими друзьями и коллегами.

Был в моей жизни опыт работы с «особыми детьми». В конце 90-х, начале 2000-х была в нашем городе общественная организация Детский Орден Милосердия, которая в течение десяти лет проводила особые летние смены, где наравне со здоровыми отдыхали дети с особыми образовательными потребностями: слабовидящие, глухие, дети с ДЦП, колясочники, дети-аутисты, дети из детских домов Свердловской области и др. Организация жизни в лагере была по принципу один к двум: в отряде две трети составляли дети-инвалиды и одна треть здоровых детей. Вся нагрузка организации воспитательных дел ложилась на здоровых детей. Их задача была максимально включить деток с проблемами в социально активную жизнь смены. Эффект был взаимным: дети-инвалиды получали заряд энергии, оптимизма и коллективизма, увозя с собой адреса, фотографии с пожеланиями и искренними комплиментами новых друзей. Здоровые дети из отряда милосердия получали неоценимый урок толерантности и доброты. Для меня работа на смене ДОМ - богатый педагогический опыт. С каждой категорией особых детей работать приходилось по-особенному. Такие дети приезжают с установкой «мневседолжны». В течение многих лет такой ребенок видит к себе особое «предугадывающее» отношение и привыкает к тому, что ему всё подается, преподносится, приносится, его носят, водят и делают за него. В условиях лагерной жизни ребенку приходится сталкиваться с ситуацией, когда надо самому заправлять кровать, прибираться в комнате, стирать себе бельё и пр. Например, идти до столовой таким детям не просто: ритм передвижения здорового ребенка и ребенка с ДЦП кардинально отличается. Есть выход: попросить здоровых ребят приносить обед в палату, но будет ли такое решение педагогически правильным… А какое решение приняли бы Вы в такой ситуации?

А еще мне посчастливилось поработать в «Парусе». В качестве педагога детской изостудии я в течение восьми лет выезжала с моими ребятами-художниками на летний морской пленер в палаточный лагерь «Парус» недалеко от Дивноморска на Черном море. Но это уже, как говорится, другая история. И о ней я расскажу, обязательно, но чуть позже.

Возвращаясь к прошедшему Форуму, я хочу сказать, что лето – это, несомненно, маленькая жизнь. Это замечательная, непредсказуемая, яркая, незабываемая жизнь, полная приключений, эмоций и впечатлений. Пусть каждое наше лето будет полно новых ярких незабываемых проектов и идей.

bottom of page