top of page

Тайм-менеджмент, как управление временем, или как не опоздать на лекцию

Сегодня у нас была учеба. Педагогическая учеба. Проводила её преподаватель из педуниверситета. И тема интересная: тайм-менеджмент, наука о том, как управлять временем и всё успевать. Преподаватель опоздала на 25 минут… Смешно)))
Первые полчаса она работала с нами, как со студентами-первокурсниками – напористо, авторитетно, компетентно – ну, по крайней мере, так ей казалось: пыталась формулировать определения по теме, просила нас вспомнить сегодняшнее утро с точностью до минуты, давала теорию темы. А потом пара реплик коллег повернула-таки лектора в сторону практического содержания нашей встречи, и она выдала «на гора» то, ради чего мы собственно и собрались, за что ей наши Respekt and Uvajucha. А.В.Берсенева
 
 
И в заключение: 4 правила грамотного, рационального и эффективного тайм-менеджмента:
  1. Анализировать: На самом деле, мы объективно не знаем, сколько времени мы тратим на работу. Надо засекать время в течение всего дня. Только так будет картина дня более-менее объективная. Важно установить для себя конкретные точки невозврата, т.е. момента с которого необходимо начинать действовать.
  2. Систематизировать: Заранее накануне расписать, что необходимо сделать в течение дня. Это даст возможность быстрого включиться в работу. Запланировать сколько времени должно уйти на каждый участок работы. Для начала необходимо научиться реалистично планировать минимум 20 минут. Только, когда человек научится распоряжаться 20 минутами своего времени в сутки, то постепенно сумеет расширить временные границы до 6 – 8 часов в день. Так достигается умение установить личный контроль над временем.
  3. Ранжировать дела: что наиболее значимо, а что можно оставить на потом. Что является обязательным, что важным, что маловажным.
  4. Планировать: Расписать алгоритм недели. Составить циклограмму дня. По статистике, 60% рабочего времени уходит на то, что мы знаем и хорошо умеем делать, то, что для нас является элементарным и повторяемым. Это ежедневный процесс. А 40% рабочего времени – непредсказуемый процесс. Большая часть неэффективного расходования времени уходит на эти 40%. Это потеря времени и неэффективное расходование времени.
Первыми шагами являются умения:
- всегда составлять список заданий для выполнения;
- разбивать большие задания на мелкие задачи, которые проще и легче выполнить;
- планировать время на выполнение с запасом, приняв, как аксиому, что любое выполнение задания занимает гораздо больше времени, чем мы предполагаем;
- устанавливать конкретный срок для начала деятельности, исключив различные помехи в виде телефонных звонков, сообщений, просмотра прогноза погоды и т.п.;
- найти себе рабочее место, где никто не сможет побеспокоить.
В качестве экспресс-технологии предлагается подход - (10+2)х5, где идея такая: сначала надо поставить себе задачу, например, написать абзац текста. Потом честно, не отвлекаясь, выполнять это 10 минут, (можно по секундомеру!), потом 2 минуты заниматься, чем угодно: пить чай, смотреть в окно, узнавать прогноз погоды на Марсе; затем все начинать сначала. Таким образом, к концу часа из ниоткуда вдруг образуется пять абзацев текста. Неплохо для начала!!! Двигаясь по такому графику каждый день, можно войти в ритм, который гармонично «всасывает» в себя все отложенные до завтра задачи.
А сейчас краткий конспект самых важных моментов нашей захватывающей учебы. Не скрою, при восстановлении недостающей информации мне пришлось воспользоваться всемогущим Интернетом.
  1. Итак, в тайм-менеджменте существует два подхода: реактивный и проактивный.
Первый, реактивный апеллирует такими понятиями, как: надо, должен, необходимо. В основе такого подхода – обязанности. Такие люди, как правило, плывут по течению. Это проживание посредством реагирования на внешние обстоятельства, жизнь по типу «как сложилось» и «как получилось». Реактивные люди сосредотачивают свои усилия на круге забот и жалуются на поведение других людей, на обстоятельства, которые не в состоянии изменить, и обвиняют в своих неудачах кого угодно, только не себя. Они постоянно считают себя жертвой, в их речи регулярно звучат фразы «Я ничего не мог поделать», «Я такой, какой есть», «Вот, если бы…», «От меня ничего не зависит».
Проактивный подход связан с такими понятиями, как: хочу, умею, практикую. Здесь главное-мотивация. Такие люди знают, чего хотят и выстраивают свою жизнь по собственному желанию, активно влияя на события и обстоятельства. При таком подходе люди сами формируют свою жизнь и признают себя ответственным за неё.
Чтобы еще ярче продемонстрировать отличия данных подходов друг от друга, приведу в пример небольшую историю.
Два программиста жаловались на привычку своих коллег постоянно подходить к ним по поводу и без, что мешало ребятам быть сосредоточенными на задачах.
Им было предложено поговорить с коллегами и попросить лишний раз их не дергать. И также, в моменты, когда они особенно заняты, ставить на стол табличку с надписью: «Пришла Муза. Просьба полчаса не беспокоить. Творю код».
В результате один программист попробовал этот прием на практике. Он получил долгожданный покой и множество положительных комментариев на свою надпись. Второй так и не смог принять решения, испугавшись мнения других. Его ситуация не поменялась.
Модель принятия решений первого программиста была проактивной, модель второго – реактивной.
  1. В тайм-менеджменте, как и в любой другой науке есть свой тезаурус, по-другому, набор терминов, или научных понятий, которыми апеллирует наука. Здесь это - прокрастинация и фрустрация.
Прокрастинация - очередное супернаучное слово, активно внедряющееся в наш словарный запас вслед за модными фрустрацией, адаптацией, фобией и другими заимствованиями с английского. В буквальном переводе procrastination обозначает откладывание, неначинание и объясняет, почему люди откладывают важные дела «на потом» и занимают время никому ненужными делами, на которые тратят времени в два раза больше, чем на собственно работу.
Склонность человека к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам и есть прокрастинация.
К слову, век XIX, с его ленивым приближением к индустриальной эпохе, жил с иппохондрией, инфлюенцией и мигренью. Век XX – агрессивно-кровавый и масштабно-промышленный - убил моду на тонкую игру медико-психологическими терминами и мы вошли в XXI век, век избыточного индивидуализма и постиндустриального стресса, с трендами на аутизм, дислексию и прокрастинацию. Хотя мода и проходит, но жизненный опыт любого из нас показывает, что проблема, как ее не назови, остается. И сейчас мы, как никогда раньше, все больше из активных деятелей своей жизни превращаемся в пассивных ее потребителей, заглатывающих то, что предлагает перенасыщенная информационная среда с ее ловушками в виде телесериалов, YouTube, Yandex, LiveJournal и др.
Фрустрация – это эмоциональное состояние, возникающее
в ответ на неудачи в достижении каких-либо целей и потребностей,
которая выступает внутренней преградой, мешающей человеку
достигать цели. Чаще всего данное состояние возникает у
людей эмоциональных и слишком обязательных, привыкших
во что бы то ни стало добиться своего.
В любой науке есть свои технологии, есть они и в тайм-менеджменте. Вот один из них: важно выстроить приоритетности, например, в работе ПДО, по степени важности.
Получилось по 14ч в день на работу, без учета работы над образовательной и рабочей программами! По словам ведущей, чаще всего людям свойственно преувеличивать, потому что большинство из нас, вспоминая события прошлого, как правило, руководствуются ощущениями, а не показателями секундомера. Если событие вызывает яркий позитивный отклик - такие события пролетают незаметно, человеку кажется, что всё пронеслось, как одно мгновение. Когда человек получает удовольствие, он говорит: «Время пробежало незаметно». Когда же человек становится участником, как ему кажется, нудного и скучного мероприятия, то и время, как будто застывает, и стрелки часов «ползут», а не тикают.
bottom of page